Последняя историческая картина Сурикова, для которой позировала мама Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского
Мы все знаем самую первую картину Сурикова на исторический сюжет. Утро стрелецкой казни. А какая была последней?
Вот эта. "Посещение царевной женского монастыря" (1912, Третьяковская галерея).
Царевна идёт по красному ковру, в окружении монашек и сопровождающих. Юная, миловидная, нарядная.
На первый взгляд, очень спокойный сюжет.
На самом деле это трагедия.
Посмотрите на лицо царевны. Она не выглядит несчастной. Но она грустит, она в оцепенении. Она понимает, что ничего не сможет сделать.
Красный ковёр, как образ жертвы. Контраст золотистого наряда княжны и чёрных одежд монашек, как символ предстоящего заточения.
Это не какая-то конкретная царевна. Собирательный образ всех дочерей первых царей династии Романовых. Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, деда и отца Петра I.
Ни одна из многочисленных дочерей этих правителей не вышла замуж.
Все они были сосланы в монастырь.
И Суриков показал одну из них. Ещё юная, она пока здесь гостья. Но как только стукнет ей 16-18 лет, она будет заперта навсегда в келье. Пока не увянет её красота, пока не сгинет она в забытьи.
Почему же так сложилось?
Царевнам было запрещено выходить замуж за мужчину, ниже себя по статусу. То есть в родной стране никто не мог стать их женихом.
Оставались заморские принцы. Но!
При замужестве царевне нельзя было менять религию.
А где взять православных принцев?
Византия уже пала к тому моменту. Теоретически можно было выйти замуж за принца другой религии при условии, что он не настаивал на смене религии его жены.
Но как понимаете - таких просто не было в XVI-XVII веках! Конечно, европейские короли настаивали, чтобы невестка приняла их веру. Всё, тупик!
И только в начале XIX века ситуация изменилась. Породниться с Россией было настолько престижно, что многие европейские принцы были готовы иметь православную жену. Все дочери Павла I вышли замуж! А одна из дочерей Николая I даже сделала это (впервые за многие столетия) по любви! Знаете, кто именно?
Кстати, для образа царевны Сурикову позировала его внучка Наталья Кончаловская.
Её уже такие нравы не касались). В юности она сбежала с женихом в Америку. Но быстро развелась и вернулась в Россию. Где и встретила второго мужа, Сергея Михалкова.
Так что на последней исторической картине Сурикова мы видим лицо мамы режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.
А о первой знаменитой исторической картине Сурикова читайте в моей статье: https://www.arts-dnevnik.ru/utro-strelezkoy-kazni-surikov/